15.01.2016

Граница с видом на Украину

Здесь ходят и свои, и чужие, но все под присмотром

В кабинете начальника пограничного Управления ФСБ России по Ростовской области генерал-майора Александра Эктова телефоны звонили не переставая. И на каждый звонок нужно ответить, потому что все они важны. Такой темп работы. Обстановка обязывает. Но в плотном графике Александр Николаевич нашел время, чтобы ответить на вопросы, касающиеся обстановки на российско-украинской границе.

Текст Александр ДЫДЫНСКИЙ
Фото автора и из архива пресс-службы Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области


– Александр Николаевич, Вы больше года возглавляете Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области. Как менялась ситуация на российско-украинской границе в этот период? Какие факторы оказывали наибольшее влияние на оперативно-служебную деятельность подразделений? Какие проблемы наиболее остро стоят сегодня?

ПУ-транспорт.jpg– Обстановка менялась в соответствии с событиями, происходившими на юго-востоке Украины. Поток беженцев то увеличивался, то уменьшался. Когда ситуация более или менее стабилизировалась, граждане Украины стали регулярно приезжать в Россию, чтобы закупить продукты питания, товары первой необходимости. Это привело к тому, что у пунктов пропуска стали появляться очереди. Совместно с контрольными органами мы сумели переломить ситуацию к лучшему.
Кроме того, в летний период на отдых в российские детские лагеря через пункты пропуска организованно въехало очень много детей из самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик. А с лета 2014 года в многосторонних автомобильных пунктах пропуска «Донецк» и «Матвеев Курган» регулярно проходят оформление гуманитарные конвои в ДНР и ЛНР.

Что касается контрабандной деятельности, то ее характер тоже менялся в зависимости от обстановки. Если раньше на этом участке традиционными предметами контрабанды были товары народного потребления, горюче-смазочные материалы, то в конце 2014 – начале 2015 года массовый характер стало приобретать незаконное перемещение через границу оружия, боеприпасов, средств диверсий и террора. В Донбассе идут боевые действия, как бы вы это ни называли. В таких условиях доступ к оружию более свободен, чем в мирное время. И как следствие – увеличение попыток провоза оружия и через пункты пропуска, и по «зеленому участку». Исходя из этого, пришлось пересматривать организацию оперативно-служебной деятельности.

Большую помощь нам в этом, конечно, оказывают резервы пограничной службы. Работа по противодействию данной угрозе ведется совместно с подразделениями управлений ФСБ России по Ростовской области и Южному военному округу, в тесном взаимодействии с Южным таможенным управлением ФТС России и другими оперативными и правоохранительными структурами, дислоцированными на территории области.

В то же время поутихшая в 2014 году деятельность по незаконному перемещению горюче-смазочных материалов, товаров народного потребления, продуктов питания сейчас снова стала приобретать массовый характер. В городе Миллерово, где охрану государственной границы с украинской стороны осуществляет Государственная пограничная служба Украины, неоднократно предотвращались попытки перемещения через границу товаров и продуктов, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также скота и домашней птицы. С начала года на участке Управления задержано около 500 голов крупного рогатого скота и 900 голов домашней птицы. Естественно, без каких-либо ветеринарных сертификатов. Все это могло оказаться на столах наших граждан.

– В зависимости от активности боевых действий контрабандная деятельность то утихала, то вновь начинала набирать обороты. Это закономерность?

ПУ-досмотр.jpg– Конечно. Контрабандисты дорожат своим товаром. Да и спрос упал. А когда стало спокойнее, они снова принялись за старое. Если говорить о контрабанде ГСМ, то инфраструктура осталась. Поэтому, как только жизнь начала входить в более или менее мирное русло, появился спрос на топливо, и контрабандисты опять заработали.

Обнаружить трубопроводы без специальных технических средств очень сложно, так как глубина залегания некоторых из них составляет 10–15 метров. Но в ходе оперативно-разыскных мероприятий мы выходили на организаторов этого бизнеса, обнаруживали базы, с которых перекачивались нефтепродукты.

– То есть речь идет об организованных преступных группах. Значит, бороться с ними нужно совместно с другими правоохранительными органами?

– У нас так и происходит. В мероприятиях по противодействию незаконному перемещению нефтепродуктов совместно с нами участвуют подразделения территориального органа безопасности, Главного управления МВД России по Ростовской области в пределах тех статей Уголовного кодекса, которые подследственны тому или иному органу исполнительной власти.
Если это контрабанда товаров народного потребления, то по подследственности мы передаем дела таможенным органам; если оружие, боеприпасы, наркотики – территориальному органу безопасности; по вопросам, связанным с ГСМ, – в подразделения ГУ МВД России по Ростовской области. Взаимодействие у нас налажено. Причем не только в звене «пограничное управление – областное ГУ МВД», но и на уровне отделов, отделений.

– Проблема очередей у пунктов пропуска волнуют всех – и граждан, и сотрудников контрольных органов. Традиционно винят в этом исключительно сотрудников контрольных органов. Но я неоднократно был в пунктах пропуска и лично видел, что пограничный контроль осуществляется очень быстро. В чем причина очередей? И можно ли от них избавиться?

– Вы совершенно правы. Дело не только в контрольных органах. У каждого своя зона ответственности. За то, что происходит в пунктах пропуска, отвечает Росграница, а то, что происходит перед пунктами пропуска, находится в компетенции местной администрации. Но дело и в самих гражданах, пересекающих границу. В качестве примера приведу многосторонний автомобильный пункт пропуска «Донецк». Многие подъезжают к пункту пропуска, оставляют свою машину, а сами пешком или на такси пересекают границу. Автомобиль целый день стоит там, где они его оставили. Но оборудованных стоянок перед пунктом пропуска нет. Значит, он мешает движению других. И таких автомобилей не два и не три. Граждане порой сами создают себе трудности. Это одна из причин столпотворений.

– Звучат ли претензии к пограничникам или есть понимание, что причина очередей – огромный поток людей?

– Большинство адекватно оценивают обстановку. Но все равно поступает определенное количество обращений, даже жалоб. Некоторые считают, что оформление в пункте пропуска затягивается искусственно, хотя чаще всего причиной являются сами граждане, которые в силу правовой безграмотности не могут правильно заполнить миграционную карту или таможенную декларацию с первого раза.

Следующий момент касается грузовиков и автобусов. Они предпочитают двигаться колоннами, в основном, в дневное время. С точки зрения безопасности, это правильно, да и веселей, наверное, так ехать. Но представьте, подъезжает к пункту пропуска колонна из 40 грузовиков! Или прибывает несколько десятков автобусов. Вот тут все и начинается. А если бы подъезжали по пять–десять машин с определенным интервалом, то картина была бы несколько иной. В дневное время предпочитают пересекать границу и местные жители украинского приграничья, чтобы снять через банкоматы денежные средства, купить продукты, товары народного потребления и т.д.

– Насколько я знаю, проводился эксперимент, чтобы решить вопросы возникновения очередей на границе. В чем он заключался и каков эффект?

– Летом на автомобильном направлении был организован пропуск легковых машин путем однократного совместного осмотра сотрудниками подразделений пограничного контроля и таможенных постов. А на пешеходном направлении в автомобильном пункте пропуска «Донецк» были дополнительно выставлены сотрудники с переносными автоматизированными рабочими местами. Время прохождения всех видов контроля уменьшилось. Но сразу же увеличилось количество пешеходов. Выглядело это так.

ПУ-пешком.jpgС сопредельной территории к пункту пропуска подъезжал автобус, люди в пешем порядке проходили пограничный контроль, закупали в России, что им нужно, и обратно шли уже с огромными сумками. Проходили пограничный контроль, садились в автобус и уезжали. Получается, желая уменьшить длину очередей, мы увеличили количество пересекающих границу. Видимо, обмен информацией между гражданами налажен. Как только узнают, что в том или ином пункте пропуска созданы более комфортные условия, сразу устремляются туда.

Хочу отметить, что мы прилагали значительные усилия, чтобы решить проблему очередей. К автомобильным пунктам пропуска были прикомандированы сотрудники из других подразделений управления, а для заблаговременного регулирования потоков было организовано круглосуточное информирование через местные радиовещательные каналы о скоплении транспорта перед пунктами пропуска.

Но не все зависит от контрольных органов. Новшества, которые предлагает, в частности, таможня, граждане не всегда могут освоить сразу же. Например, электронное декларирование. Нужно время, чтобы оно заработало, чтобы люди освоили подобные сервисы. Вспомните, что еще лет двадцать назад мы с трудом умели пользоваться мобильными телефонами. Но научились же. Или, например, взять принцип одного окна. Чтобы он работал в полной мере, нужны определенные технические условия плюс грамотность населения. Одно без другого проблему не решит.

– В каком из пунктов пропуска было напряженнее всего?

– Самый большой пассажиропоток был в пункте пропуска «Донецк». Доходило до 9 тыс. граждан в сутки при пропускной способности 2,5 тыс. При этом основной поток пересекающих границу лиц формировался в светлое время суток. Это направление самое загруженное. Сам Донецк достаточно большой город, и на сопредельной территории есть ряд крупных населенных пунктов. Помимо пункта пропуска на участке отделения в городе Донецке, есть еще пять мест пересечения границы (МПГ). Например, на МПГ «Северный» численность доходила до 1,5–2 тыс. граждан в сутки.

Второе место занимают пункты пропуска гуковского направления – «Новошахтинск», «Гуково». Потом «Матвеев Курган». На «Весело-Вознесенке» пассажиропоток небольшой.

– Места пересечения границы помогают разрядить обстановку в многосторонних пунктах пропуска?

ПУ-боеприпасы.jpg– Да, причем значительно. Ежесуточно в местных пунктах пропуска границу пересекает около 15% общего количества граждан. Но границу через МПГ могут пересечь только жители приграничных районов. Плюс к этому через место пересечения границы можно переместить значительно меньшее количество товаров и грузов. Поэтому люди и стремятся пересечь границу в пункте пропуска. В нем возможностей больше. Например, некоторые граждане перевозят из России на сопредельную территорию бензин в баках своих машин. Заправился в России – слил на Украине. И так несколько раз. Все на законных основаниях. Я не говорю, что человек занимается приграничной торговлей. Может, запасается впрок. Сделать такой запас, пересекая границу в МПГ, он не сможет.

– А что происходит в пунктах пропуска на участке границы, где на сопредельной территории несут службу сотрудники ГПС Украины?

– У нас там двусторонний пункт пропуска «Чертково». На этом направлении в сутки пересекают границу максимум 2000 человек. Причем этот поток равномерно распределяется в течение 24 часов. Проблем там нет. Сам видел. Стоят максимум две машины у пункта пропуска. Видимо, сыграло свою роль решение украинской стороны пропускать граждан Российской Федерации только по заграничным паспортам. Многие, наверное, отказались от поездок.

– Перейдем к другой сфере. Охрана биоресурсов и государственный контроль в этой области – одна из задач, стоящих перед сотрудниками управления. Насколько эффективны принимаемые пограничным управлением меры по сохранению биоресурсов Азовского моря?

– Для того чтобы эффективно бороться с браконьерством, впрочем как и с любой другой противоправной деятельностью, нужно выходить на организаторов. Именно на этом сконцентрирована наша деятельность. Определенные результаты уже есть. В отделе в городе Азове возбуждены три уголовных дела в отношении граждан по статье 291 («Дача взятки»). Сам факт возбуждения уголовного дела по этой статье дает более существенный эффект, чем погоня за рыбаками. В этом случае последствия для браконьеров более серьезные, что действительно заставляет их отказаться от противоправной деятельности. Их наказывают реальными сроками и крупными денежными штрафами, сумма которых превышает 1,5–1,8 млн рублей.

Мы подходим к решению проблемы комплексно. Задействованы и сотрудники государственной морской инспекции, и дивизион, и отделения, радиотехнические посты, члены добровольных народных дружин.

В этом году в результате мероприятий по противодействию браконьерской деятельности из моря извлечено около 10 тыс. крючьев и 700 рыболовных сетей общей протяженностью около 30 километров. В естественную среду обитания выпущено около 9 тыс. особей, в том числе и рыб осетровых пород. По информации ихтиологов, общий ущерб, нанесенный браконьерами в этом году, составил около полутора миллионов рублей. В отношении задержанных участников незаконного промысла водных биоресурсов органом дознания Пограничного управления возбуждено почти два десятка уголовных дел, по которым уже вынесены решения суда, а браконьеры осуждены.

– На протяжении многих лет идет активное обустройство государственной границы. Как этот процесс проходит на участке Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области?

– Нашему участку сегодня уделяется повышенное внимание. У нас практически все пункты пропуска новые. За исключением пункта «Чертково».

Недавно сотрудники переехали в новый комплекс пункта пропуска «Куйбышево». А до этого ютились в вагончиках. Еще не ввели в строй пункт пропуска «Волошино».

Идет строительство пункта базирования дивизиона пограничных сторожевых катеров в Таганроге. Прорабатывается вопрос строительства военных городков для размещения пограничных подразделений на направлении Миллерово – Матвеев Курган. В рамках гособоронзаказа мы получили два катера. Автомобильный парк пополнился новыми автомобилями.

Что касается инженерного обеспечения границы, то в этом году силами Управления оборудовано и возведено около 10 километров ограждений. На сегодняшний день общая протяженность оборудованных рубежей, исключающих беспрепятственное пересечение государственной границы, составляет более 100 километров.

На отдельных направлениях применяются современные технические средства и комплексы.

– Александр Николаевич, в медийном пространстве Ростовской области почему-то вызвало ажиотаж сообщение, что на границе с Украиной будет построен забор. Вы можете развеять тревогу граждан? О каком заборе идет речь?

ПУ забор1.jpg– Пограничники всегда занимались инженерным оборудованием государственной границы. Я не знаю, почему такой ажиотаж. Инженерные заграждения выполняют исключительно практические функции. Основная задача – создать затруднения для незаконного пересечения границы нарушителями и перемещения через нее предметов контрабанды. Более утилитарная – не допустить перепаса скота.

А потом каждый гражданин стремится как-то обозначить свою территорию, защитить ее от посягательств. Мы делаем то же самое, но только в государственных рамках. Это никоим образом не будет затруднять хозяйственную деятельность граждан на приграничной территории.

– Насколько остро стоит вопрос обеспечения сотрудников Погрануправления жильем?

– Проблема жилья пока есть. Но постепенно она решается. К примеру, в прошлом году был сдан многоквартирный жилой дом для военнослужащих и членов их семей в Ростове. Готовится к сдаче жилой дом в Азове, в конце года завершится строительство в Гукове. На повестке дня стоит вопрос о возведении в следующем году домов в Ростове и Таганроге. Ведутся проектно-изыскательские работы по строительству служебного жилья в Миллерове, Донецке, Новошахтинске. Там, где нет возможности обеспечить сотрудников жильем, Пограничное управление арендует жилые помещения или выплачивает компенсацию за поднаем жилья.

Стоит отметить, что сотрудники Пограничного управления активно используют накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих. Уже более 800 человек приобрели себе жилье, при этом 135 военнослужащих купили его в этом году.

 

СПРАВКА

В 2015 году из незаконного оборота изъято 40 единиц огнестрельного оружия, более 20 гранатометов различной модификации, 9000 патронов, 500 боеприпасов. Ликвидировано 24 трубопровода общей протяженностью свыше пяти километров, задержано около 70 тонн ГСМ. Задержано товаров народного потребления и продуктов питания на сумму свыше 25 млн рублей, а также денежных средств на сумму 7 млн рублей, 20 тыс. евро, более 180 тыс. долларов.

 

СПРАВКА

В 2015 году подразделениями Управления задержаны 146 нарушителей границы, из них 130 осуждены. Привлечены к административной ответственности более 3 тыс. нарушителей режимов, установленных на границе. Общая сумма выплаченных ими штрафов составила более 3,5 млн рублей.

 

СПРАВКА

В 2015 году пункты пропуска на участке Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области пересекли более 5,5 млн человек и 1,2 млн транспортных средств, причем на три летних месяца пришлось около 2,7 млн граждан и более 540 тыс. транспортных средств. Благодаря бдительности сотрудников контрольно-пропускных пунктов через границу не пропущено более 3,5 тыс. человек, которым закрыт въезд на территорию России или выезд за рубеж ограничен. Одновременно с этим не пропущено через границу более 2,3 тыс. граждан, не имеющих документов, действительных для пересечения границы.