14.01.2016

Тайна гибели линкора «Новороссийск»

Что могло послужить причиной взрыва трофейного корабля

О взрыве на линкоре «Новороссийск», произошедшем 29 октября 1955 года на внутреннем рейде Севастополя и повлекшем гибель более 600 человек (по неофициальным данным, погибло более 900 моряков), за минувшие 60 лет было сказано и написано немало. И версий гибели флагмана черноморского флота также существует предостаточно. Негласная, ставшая позже основной, склоняется к диверсии с участием итальянских боевых пловцов. Последняя – наиболее правдоподобная, но с небольшим уточнением: подготовкой взрыва и организацией уничтожения линкора занимались именно западные спецслужбы.

Текст Игорь МЕЛЬНИК


Линкор22.jpgДля начала совершим небольшой исторический экскурс, который позволит понять подоплеку трагедии. Линкор «Новороссийск» – бывший итальянский «Джулио Чезаре», переданный СССР по решению Тройственной комиссии 1948 года. Тогда же мы получили от Италии репарационные легкий крейсер, два эсминца, три миноносца и две подводные лодки.

Трофейные, более новые итальянские линкоры достались тогда США и Англии – «Италия» и «Витторио Венето» соответственно. Дележка решалась банальным жребием во флотской фуражке, так что обошлось без обид. Американцы и англичане к своим трофеям отнеслись, на первый взгляд, не совсем рационально: возвращенные Италии в рамках партнерства по НАТО, корабли были вначале разоружены и поставлены на якорную стоянку в порту города Специя. А в сентябре 1955 года они были разобраны и прекратили свое существование. Произошло это буквально за месяц до трагедии с «собратом» – «Джулио Чезаре», или «Новороссийском». Впрочем, это может быть лишь совпадением.

Советский Союз пополнением своего флота распорядился более прагматично. 9 декабря 1948 года «Джулио Чезаре» покинул итальянский порт Таранто и 15 декабря прибыл в албанский порт Влера. 3 февраля 1949 года в этом порту состоялась передача линкора советской комиссии, возглавлявшейся контр-адмиралом Левченко. И уже 6 февраля над кораблем подняли военно-морской флаг СССР, а еще через две недели он вышел в Севастополь – уже без итальянского экипажа. Советское командование опасалось диверсии во время морского перегона. И, как оказалось, не напрасно. Но взрыв произошел спустя шесть с половиной лет. А тогда линкор благополучно дошел до Крыма и приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года ему присвоили новое название – «Новороссийск».

Как свидетельствовали ветераны, многих из которых уже нет в живых, корабль был передан итальянцами советским морякам в запущенном состоянии. В относительно удовлетворительном виде находилась основная часть вооружения, главная энергетическая установка и основные корпусные конструкции – обшивка, главные поперечные переборки ниже броневой палубы. А вот общекорабельные системы (трубопроводы, арматура, обслуживающие механизмы) требовали серьезного ремонта или замены. Радиолокационных средств на корабле не было вообще, парк средств радиосвязи был минимальным, полностью отсутствовала зенитная артиллерия малого калибра.

Линкор11.jpgПеред передачей СССР линкор прошел небольшой ремонт, касавшийся в основном электромеханической части. Когда «Новороссийск» обосновался в Севастополе, командование Черноморским флотом отдало приказ: в кратчайшие сроки превратить корабль в полноценную боевую единицу. В августе 1949 года корабль принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана. Разведка НАТО убедилась, что перевооруженный и переоснащенный «Новороссийск» успешно ходит в море. В мае 1955 года линкор полноценно вошел в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке.

28 октября 1955 года линкор вернулся из последнего похода и занял место в Северной бухте Севастопольской гавани примерно в 100 метрах от берега.

А 29 октября в 01:31 по московскому времени под корпусом корабля с правого борта в носу раздался мощный взрыв. По оценкам специалистов, его сила была эквивалентна взрыву 1000– 1200 килограммов тротила. Общая площадь повреждений подводной части корпуса составляла около 340 квадратных метров на участке длиной 22 метра. В образовавшуюся пробоину хлынула забортная вода, и через 3 минуты возник дифферент в 3–4 градуса и крен в 1–2 градуса на правый борт. Линкор лег на бок, а потом перевернулся, упершись поначалу мачтами в илистое дно. Люди оказались в железной ловушке, выбраться из которой многие так и не смогли.

Согласно штатному расписанию, на линкоре находились 68 офицеров, 243 старшины, 1231 матрос. После того как «Новороссийск» ошвартовался, часть экипажа сошла на берег в увольнение. На борту, тем не менее, оставалось около полутора тысяч человек: часть экипажа и новое пополнение, накануне прибывшее на линкор, курсанты-стажеры морских училищ. Отсюда и нестыковка в количестве погибших, ведь спасти удалось немногим более десятка человек.

Сторонники версии диверсии против «Новороссийска» называют «кровником» линкора князя Валерио Боргезе, командовавшего специальным диверсионным соединением боевых пловцов и взрывающихся катеров 10-й флотилии итальянских ВМС. Этот «король диверсий» прославился в подводных атаках против английского и советского флотов во время Второй мировой войны. Впоследствии он поклялся отомстить за «изъятые» у Италии боевые корабли. Месть коснулась почему-то только одного из них  – ставшего советским линкора «Новороссийск». Перешедшие американцам и англичанам итальянские боевые корабли никто не тронул, хотя они стояли в портах самой Италии, и для диверсии против них потребовалось бы значительно меньше усилий.

Провести подобную акцию – уничтожение линкора на внутреннем рейде главной базы Черноморского флота – было возможно только при четкой организации и, главное, при мощной государственной поддержке, способной обеспечить надежное прикрытие диверсантам. При всей удали итальянских подводных флибустьеров во главе с легендарным Боргезе подобная акция была им явно не по силам.

По большому счету линкор «Новороссийск», спущенный на воду еще в 1915 году, не представлял собой серьезной боевой мощи – в советском ВМФ тогда хватало более современных линкоров и крейсеров. Были некие опасения насчет его присутствия в Средиземном море у англичан, которые стремительно теряли колонизированный Египет и опасались военной поддержки Советского Союза в Северной Африке. И, естественно, в Лондоне были бы рады вывести из строя хоть весь флот своего извечного противника на море и на суше – России. Но даже при наличии специальных подразделений подводных диверсантов из состава 12-й флотилии ВМС Великобритании англичане не стали бы так рисковать: в случае провала операции они могли получить, как сейчас говорят, асимметричный ответ. Единственной страной, которая могла на тот момент «бодаться на равных» с СССР, были США. И свой «аргумент» в отношении «Новороссийска» у них был.

– Итальянские боевые пловцы были лишь инструментом в руках иностранных спецслужб, – рассказал ветеран военно-морской контрразведки капитан 1-го ранга В. – Они формировали отряд диверсантов, обеспечивали их техническими средствами и организовывали прикрытие. Они же анализировали агентурные сведения о перемещениях линкора и месте его якорной стоянки.

Доставшийся от Германии тяжелый крейсер «Принц Ойген» американцы попросту использовали при испытании атомного оружия на атолле Бикини в 1946 году. Они предполагали, что советское командование хочет оснастить «Новороссийск» ядерным оружием. Атомной бомбой СССР обладал еще с 1949 года, но морских средств доставки ядерного оружия тогда еще не было. Решением могли стать морские крупнокалиберные пушки, стреляющие тяжелыми снарядами на большое расстояние. Бывший итальянский линкор в составе советского ВМФ для этой цели подходил идеально. Это обстоятельство, похоже, и определило его трагическую судьбу.

После взрыва «Новороссийска» в октябре 1955 года все «итальянцы» из боевого состава Черноморского флота (крейсер «Керчь», четыре эсминца и подводная лодка) по мере выработки ресурса были отправлены на резку. Тогда же в состав ВМФ были введены ОСНБ ПДСС – отряды специального назначения для борьбы с подводными диверсионными силами и средствами.