18.08.2015

Важно оставаться в реальности

Как ребенку не пораниться об острые грани виртуальности

Для одних  родителей контакт ребенка с компьютером, планшетом или смартфоном – это  реальная возможность спокойно заняться своими делами, отдохнуть, пообщаться  друг с другом или поработать. Другие предпочитают жестко ограничивать сетевую  активность детей. Но, как известно, запретный плод сладок, зачастую дети  восполняют недостаток компьютерного общения при содействии сверстников во  дворе, в школе, интернет-клубах – в результате комплексно отрегулировать этот  процесс невозможно.

Текст: Наталья ЛАЙДИНЕН

Ящик Пандоры

Необходимо признать, что современные технологии – неотъемлемая часть жизни, и пытаться отказываться от них все равно что уподобиться деревенской бабушке, которая в свое время боялась включать электрический свет, продолжая по старинке привычно пользоваться свечкой. Интернет открывает перед нами безграничные возможности для образования, совершенствования, облегчает процессы поиска и обработки информации. Но вместе с тем навязчиво предлагает детям и подросткам заглянуть в ящик Пандоры, выпуская в мир новые угрозы и опасности, вредоносные проявления которых мы уже неоднократно наблюдали, многие из них превращаются затем в негативные тенденции, влияя на сознание нового поколения.

Прежде всего к ним относятся замена реального общения виртуальным, искажение восприятия реальности, нарушение языковых норм, проблемы с выбором источников информации, формирование компьютерных зависимостей, попадание в различные сообщества, угрожающие физическому и психическому здоровью, нахождение в открытом доступе материалов с признаками пропаганды насилия, порнографии, наркотиков, подстрекательства к суициду и т.д. Порой чрезмерное увлечение безграничными возможностями компьютера, легкие пути достижения целей, предлагаемые Интернетом, отбивают у подростка желание всерьез учиться, овладевать профессиональными навыками, жить полноценной «живой жизнью», меняют мировосприятие, отрицательно влияют на формирование досуга, контакты с людьми, обучение, социальное взаимодействие. А лавина обрушивающейся информации буквально взрывает мозг, не оставляя для сознания возможности систематизировать и переработать новые данные. Именно дети, их молодые, неокрепшие души представляют собой самую незащищенную часть нынешней интернет-аудитории.

Pat3_1.jpgСоответственно для родителей и учителей особенно важной становится задача с самого начала вложить в ребенка правильный алгоритм обращения с достижениями высоких технологий, чтобы не «жить» в Интернете, а грамотно им пользоваться в жизни. Имея правильные навыки ориентирования в виртуальном пространстве, юный человек может в любой момент сам выбирать то, что ему действительно нужно для развития, учебы, развлечения, умеет отделять «зерна от плевел» и четко осознавать, что любой гаджет – это всего лишь полезный предмет, которым необходимо управлять, а не попадать в зависимость от его многочисленных ловушек.

Повелители гаджетов

В октябре 2014 года в московском офисе компании Google состоялся весьма интересный семинар, посвященный осмыслению роли современных технологий в жизни детей и их родителей. На конкретных примерах рассматривались возможные варианты мирного сосуществования реального и виртуального миров, их взаимопроникновения и влияния друг на друга. Для тех, кто работает в Google и ежедневно профессионально имеет дело с компьютерами и Интернетом, вполне очевидно, что общественное развитие предполагает дальнейшее усовершенствование различных копьютерных программ и приложений, повышение удобства их использования всеми членами семьи. Сотрудники Google, которые сами являются родителями, приводят массу примеров в подтверждение этому. Так, компьютеры открывают широчайшие возможности для информирования, образования и развлечения ребенка. Он может сначала под руководством родителей, а потом самостоятельно искать ответы на все волнующие его вопросы, скачивать любимую музыку, просматривать мультфильмы, готовиться к занятиям. Юля, мама четырехлетнего сына, гордится тем, что ее малыш без помощи взрослых с воодушевлением составляет плей-листы понравившихся песен, взращивает и воспитывает в смартфоне «кота-тамагочи», что, по мнению Юли, развивает его ответственность, пунктуальность. Ринат с помощью новых технологий уже учит своего семилетнего сына писать программы, с увлечением передавая собственный опыт. А Таня рассказывает, что ее детям больше не нужны бумажные словари: функциональный потенциал современного компьютерного переводчика позволяет изучать иностранные языки, не задавая лишних вопросов родителям. Все участники семинара сошлись во мнении, что сегодня необходимо принять раннюю интегрированность нового поколения россиян в мир высоких технологий и Интернета и обеспечить им ту среду, которая позволит взаимодействовать с информационным миром адекватно, безопасно и удобно, но, безусловно, под постоянным наблюдением и руководством со стороны старшего поколения. Например, с помощью различных приложений родители способны заранее задавать ребенку время нахождения в Сети, создавать систему допуска к ограниченному числу ресурсов, контролировать «серфинг» детей в Интернете и те игры, которые им доступны. Среди очевидных плюсов Интернета для родителей – возможность получать полезные сведения о проблемах воспитания и образования детей, контролировать нахождение любимого чада в пространстве, быть с ним постоянно на связи, читать книги, черпать нужную информацию с различных форумов, обмениваться мнениями с единомышленниками, проходить видеотренинги, а также быстро ориентироваться в лекарственных препаратах, назначаемых врачами, делать покупки, оперативно и наглядно отвечать на вопросы ребенка. Список полезных опций почти бесконечен!

Подводные камни Интернета

Однако даже очень «продвинутые» мамы и папы убеждены, что старшие должны уделять постоянное внимание детям, а не только своевременно проверять электронные дневники и переписываться эсэмэсками в течение дня. Дети, даже живущие по соседству, зачастую предпочитают сообщения и фото в чатах живому общению, встречам, а круглосуточные виртуальные игры с большим числом участников по всему миру приходят на место обычных детских забав. Марина Чижова, проректор Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы, озвучила страшные данные: каждый четвертый ребенок в России страдает зависимостью разной степени тяжести от компьютеров и гаджетов. Это оборотная сторона всеобщего легкого доступа к высоким технологиям. Как педагог я вижу и другие сопутствующие проблемы: доступность ответов на вопросы в поисковиках притупляет здоровое любопытство, отучает школьников и студентов самостоятельно размышлять, развивать аналитические способности, задает шаблоны восприятия изучаемых тем. Да и фактических системных ошибок в информации, добытой через Интернет, немало: нужны специальные навыки и отработанный механизм перепроверки, чтобы разобраться, что есть что на самом деле. Нередко на вопрос преподавателя: «Что ты думаешь о…» ученик теряется в поисках спасительного ответа и растерянно обращается к гаджету, а при его отсутствии рассеянно сообщает, что у него «нет мыслей». В итоге многие домашние задания, курсовые и дипломные работы механически скачиваются из Интернета, у школьников и студентов не возникает желания даже вдумчиво их прочесть, не то чтобы проанализировать и дополнить. Подготовка ответа и собеседование с экзаменатором по вопросам билета становится для многих настоящей проблемой. Из учебных занятий уходит живая дискуссия, полемика и свободный обмен мнениями замещаются формализованным «чтением» интернет-ответов по изучаемой теме. В результате подростки не нарабатывают привычки обдумывания и осознания прочитанного. Многие замыкаются в себе, чувствуя уверенность лишь на просторах Интернета, где можно путешествовать по сайтам, выступать под любой маской-аватаром и общаться без обязательств. Предельное упрощение отношений с реальностью – «эпидемия» селфи, когда молодые люди поглощены преимущественно процессом запечатления себя с помощью новейшего гаджета и выкладывания изображений в Интернет для подчеркивания собственной значимости, демонстрации активной социальной жизни и успешности. При таком подходе вообще отпадает необходимость в использовании слов, эмоции можно передать с помощью поз и выражений лица, а поиск наиболее удачного фона и ракурса порой подменяет впечатления от поездок, встреч и становится ежеминутной сверхзадачей. В итоге чрезмерная увлеченность виртуальной реальностью может привести к тяжелому одиночеству, разрыву связей с миром, отсутствию навыков успешной интеграции в общество. Уровень детского и подросткового насилия, скрытой и проявленной агрессии зашкаливает – во многом это следствие чрезмерного бесконтрольного влияния Интернета и жестоких компьютерных игр на формирующееся сознание ребенка. Отдельные юные пользователи Интернета теряют границы между реальным и искусственно созданным пространствами, жизнью и смертью, начинают в быту вести себя как герои боевиков и компьютерных игр, сталкиваются с проблемами самоидентификации.

Pat3_2.JPGБольшинство родителей и педагогов в России оказались не готовыми к стремительному продвижению высоких технологий в каждую семью. Многие матери и отцы не владеют компьютером в совершенстве, поэтому даже не представляют, как можно проконтролировать виртуальную жизнь ребенка. По данным исследований, проведенных Лигой безопасного интернета, МТС и «Лабораторией Касперского», около 80% представителей младшего поколения пользуются Интернетом без контроля со стороны взрослых. Поэтому нередки случаи приобретения детьми разно образных услуг без ведома родителей, совершения покупок в интернет-магазинах, просмотра и обсуждения совершенно недетских ресурсов. Тревогу члены семьи и наставники часто начинают бить, когда становится слишком поздно…

Защитная реакция

Что же можно предпринять для изменения ситуации к лучшему? Мнение психологов однозначно: категорично запрещать сыну или дочери использовать дома компьютер и смартфон ни в коем случае не стоит. Порой это вызывает ответную реакцию неадекватной жестокости, провоцирует грубость, насилие и летальные исходы. Не рекомендуется также наказывать, отбирая любимый гаджет или лишая доступа к ноутбуку. Может возникнуть еще больший стойкий соблазн любой ценой погрузиться в «пучину» Интернета или виртуальных игр, что приводит к нарушению контакта с родителями, растущей замкнутости, лжи, взаимным упрекам и непониманию. Скорее, родителям и учителям придется самим оперативно освоить азы компьютерной грамотности, в дальнейшем стать «продвинутым» пользователем компьютера и суметь обеспечить подрастающему человеку возможность общения с технологиями без вреда для здоровья и психического развития, научить правильной работе с источниками информации, этике поведения в Сети.

На повестке дня: создание в домашних условиях продуманной и безопасной интернет-среды без доступа к неблагоприятным для психики ребенка сайтам, но с наличием полезных, адекватных возрасту ресурсов и возможностей для мониторинга активности в Сети. День ребенка следует спланировать настолько разнообразным и загруженным, чтобы свободного времени для «ничегонеделанья» в Сети практически не оставалось. Между секциями, занятиями музыкой и рисованием, уроками, подготовкой домашних заданий, прогулками, чтением вслух, семейными ужинами и встречами выделяется небольшой отрезок времени для использования виртуального пространства, игр или просмотра мультфильмов. Причем лучше, если это происходит совместно с близкими. Тогда увиденное-найденное можно сразу обсудить, наметить планы на использование Сети в будущем.

Важно обучать юного человека пользоваться и традиционными источниками информации, посещать библиотеку, ориентироваться в словарях, энциклопедиях, общаться с самыми разными людьми. В лагерях-экспедициях Военно-патриотического центра «Вымпел» предлагают следующее решение: курсанты сдают гаджеты командирам, прибывая в место расположения, и имеют ограниченную возможность общения с родными в строго определенное время. Программа познавательных мероприятий, встреч и бесед с замечательными людьми – героями нашего времени, дискуссий на самые острые темы, спортивной и военной подготовки построена так, что у подростков просто нет ни минуты для скуки и тоски о социальных сетях или виртуальных играх.

Ребята осознают на практике, что такое действительно быть командой, учиться дружить, добиваться своих целей, поддерживать товарищей в реальных испытаниях. С ними также проводятся беседы, разъясняющие основные принципы интернет-безопасности, правила поведения в Сети, пользования информационными источниками, проверки их достоверности. И еще немаловажный нюанс. Загружая мозг мегабайтами информации, компьютер не развивает эмоции, не тренирует душу. Теряется интерес к чтению, образному выражению мыслей в устной и письменной форме, уходят на второй план бумажные книги, посещения музеев и театров, традиционные медиа. Поэтому особенное внимание сегодня необходимо уделять развитию внутреннего мира ребенка, бережному раскрытию его творческого потенциала, свободы мышления, многообразных личностных возможностей.

Важно, чтобы на самом раннем этапе ребенок относился к технологиям как к необходимому инструменту, делающему более удобной и многомерной его жизнь, но не порабощающему его время и душу, не подменяющему чувства и реальность. Родители и наставники сами могут стать хорошим примером, показывая, что кроме виртуальных путешествий, скачивания музыки и фильмов могут быть вполне настоящие увлекательные прогулки, туристические поездки, экскурсии, творческие вечера, походы по интересным местам, общение с друзьями... Актуально также, чтобы близкие люди, педагоги, психологи понимали, чем именно занимается ребенок в Сети, в каких сообществах состоит, чем интересуется, какую информацию собирает.

Если рассматривать предысторию многих подростковых самоубийств, очевидно, что ребенок, как правило, не принимает решение спонтанно, а сначала изучает чужой опыт, сообщает о своих настроениях в социальных сетях, вступает в соответствующие группы. Тотальное одиночество молодой души порой не замечается теми, кто должен стоять на ее защите. Так, неблагополучные подростки вербуются в секты, становятся адептами чужих религий и ценностей, зомбируются на совершение страшных поступков. Необходимо изначально кропотливо выстраивать дружеские, доверительные отношения между всеми членами семьи. Наличие теплого, близкого контакта сделает возможным для юного человека в любой момент прийти со своими сомнениями, бедами, размышлениями домой, а не в случайный чат, где подобной открытостью могут воспользоваться недостойные посторонние люди и направить по неверной дороге. Поэтому своевременное возвращение к семейным ценностям, деятельному участию в жизни друг друга – это тоже действенное лекарство от многих бед. Pat3_3.JPG
Важно, чтобы на самом раннем этапе ребенок относился к технологиям как к необходимому инструменту, делающему более удобной и многомерной его жизнь, но не порабощающему его время и душу, не подменяющему чувства и реальность. Учить сына и дочь думать самостоятельно, быть любознательными, избегать штампов в восприятии, стереотипных мнений или суждений, учиться познавать себя и окружающий мир – важная задача семьи, которую не способен решить ни один самый современный компьютер. Именно комфортная домашняя обстановка, наполненная миром и любовью, теплый контакт и близость с родными, доверие, взаимопомощь, беседы на разные темы являются ключевыми аспектами в преодолении зависимости от виртуального мира, формировании здорового и высоконравственного, успешного в профессии, общении и личной жизни подрастающего поколения.